Баня внутри русской печи

Как мылись в русской печи

Следить за чистотой тела всегда было важно для русских людей. В давние времена путники из других стран замечали, что у русских всегда чистая одежда, вымытое лицо. Они пользуются золой во время мытья и натирают тело аж до красноты.

В Европе в то далёкое время пользовались душистыми уксусами и одеколонами, которые должны были избавить человека от неприятного запаха. А славянский народ не отказывал себе в принятии водных процедур. Если какая-то семья не имела собственной бани, людям приходилось мыться даже в русских печках.

Те, кто выросли в деревне, знают, что когда печь топится, от неё просто идёт тепло, и обжечься, дотронувшись до печки, невозможно. Так что, как видно, из неё не только доставали хозяйки ароматный суп, кашу в чугунке, дымящийся сочный пирог, дивные домашние куличи, возле неё грелись от лютых морозов, на ней сушили одежду, заготавливали травы и грибы. Также на печи спали и в ней мылись.

Классические русские печи довольно большие, в них спокойно могли поместиться два взрослых человека. Ещё оставалось место для веника, кадушки и других предметов. Когда топили печь, внутри можно было поставить чугуны воды для нагревания. Туда ещё добавлялась различная лекарственная трава.

После прогорания дров и остывания печи, хозяин избавлял печку от золы, сажи и угля. Часто пользовались разведением щёлка, который применяли вместо мыла, готовили яичные растворы (старинные «шампуни»), занимались завариванием веников. Непосредственно перед мытьём плита, на которую залезали, чтобы попасть внутрь, закрывалась с помощью соломы или досок. После всего этого начиналось мытьё.

Частенько печку использовали для мытья немощного члена семьи – больного, старика или младенца. Особенно если человек болел, чтобы ему не было надобности выходить на улицу. Ребёнка могли подсадить в печь на лопате, предназначенной для хлеба (недаром есть похожий эпизод в сказке о Бабе-яге и Иванушке).

Взрослого же приходилось «ввозить» в лежачем положении, когда тот находился на большой доске. Однако от старожилов и историков было немалое число рассказов о том, как нередко для водных процедур печкой могла воспользоваться и молодая незамужняя девушка.

Барышни побаивались ходить в баню, ведь в таких местах, согласно поверью, жили банники (сердитые духи, хозяева бань). Молодые девицы действительно искреннее верили, что стоило им прийти не вовремя, оставить банные принадлежности не на своих местах, дух может не на шутку разозлиться, вылить на них горячую воду или запарить до смерти. Также остерегались кикимор, якобы живущих под полами, и другой банной нечисти.

В домашних условиях принимать водные процедуры было несравнимо спокойнее. Особенно с учётом того, что в каждой хате были уголки, где стояли на полочке или висели на стене иконы. В кое-каких деревнях это считался грех одинокой женщине пойти в баню. Вследствие этого и приходилось молодым девушкам использовать печь для мытья.

Русскую печку (в отличие от бань) считали практически священным местом. Люди были уверены, что печной огонь обладает чудесными свойствами. Во время прочтения специальных заговоров и сжигания в его пламени магических предметов человек мог попросить об исцелении и здоровье.

На печь могли положить новорожденного ребёнка, чтобы она наделила его крепким здоровьем. Порой малыша даже могли «окатить печным духом»: на несколько мгновений его помещали в зев печки, и она будто бы «дышала» на новорожденного.

Тут же проходил лечение больной человек с какими угодно недугами. А для детей печь была самая лучшая утешительница: благодаря уюту и теплу можно было забыть обо всех обидах. Гул ветра в печных трубах всегда обеспечивал сладкий сон.

Уже на данный момент и не скажешь точно, кто были первыми людьми, открывшими мытьё в печи. Свидетельства о таком применении печки имеются в разных частях России. Удивительно, но эти традиции были не только в сёлах, а ещё и в городах. Давним путешественникам, много лет назад побывавшим в Москве, пришлось стать свидетелями того, как могли себе позволить мыться в русских печках жители города. Некоторые этнографы утверждают, что дровяная отопительная печь служила людям баней аж до середины XX столетия. Вероятно, и в этот момент где-то в далёкой деревушке кто-то принимает банные процедуры в печке.

“Дубовый веник” т.8(904) 900-33-66 Оптовая, мелко-оптовая и розничная продажа веников для бани.

Как помыться внутри печки

Кому я раньше ни рассказывала, про то, что мылась в печи, мне никто не верил.
«Да ты, наверное, что-то перепутала», — говорили мне.
И только в деревне этому никто не удивлялся.

«Почти до середины XIX века в русской печи мылись и пари­лись не только в деревнях, но и городах, в том числе и в Моск­ве, изобилующей домашними и общественными банями. » (из книги Г.Федотова «Русская печь»).

-Как же там мыться — там же огонь? — спрашивают меня.
-Там же мало места.
-Там же грязно.

Рассказываю.
Помните, я говорила, что русская печь занимала очень много места — в маленькой избе — почти полдома?
А строили её такой большой и с высоким сводом, в том числе и потому, чтобы можно было париться, как в бане — там свободно сидя помещаются двое взрослых, и еще остается место для банной утвари.

Принцип мытья схож с принципом бани — сначала «помещение» надо протопить. Поэтому, после того, как печь протопили и нагрели воду в чугунах, из печи надо всё вычистить и выгрести уголь и золу. Для проверки температуры в печь бросали щепоть муки. Если мука не загоралась, то это означало, что сильный жар спал и можно мыться, не боясь ожогов. Затем настелили солому, на которую клали материю, чтоб не кололось — и человек пролезал внутрь.
Я схематично — используя «эффект условной прозрачности» — попыталась изобразить процесс: ведь лучше один раз увидеть… жёлтенькое — это солома))

Внутри печки тепло и темно — свет проникает только через «окно»-вход. Но для «банного эффекта» и сохранения тепла некоторые просят кого-нибудь снаружи закрыть заслонку — вот тут надо уметь мыться наощупь. Сидя внутри, намыливаешься, поливаешь сверху водой (вода впитывается в солому). Что не впиталось — выливается на пол.
Внутри — на стенках — грязи нет — всё обгорает (там же темература 200 градусов, когда топится). А вот на «выходе» — можно испачкаться — там ведь дым с сажей выходят и оседают. Но это не страшно — просто смываешь всё водой. К тому же дезинфекция внутренностей печного пространства за счёт высоких температур была гарантирована.

Сначала перемывали детей, а потом уже доходила очередь до взрослых.

По окончании мытья надо было убрать всю солому и навести порядок. Я тогда была маленькая совсем, пролезала-вылезала легко, а вот как это проделывали взрослые — не знаю. Однако, очень хорошо запомнила, как сидела в печке, как было темно, необычно и таинственно и как меня там мыли)) Вообще, мытьё в печке было очень распространено. А вот молодые незамужние девушки, даже несмотря на наличие бани, были просто «обязаны» мыться именно в печке, потому как в бане обитал сердитый дух «банник». Мало ли чего.

Мыли в печке и немощных и больных, закатывая их в печь на досках. Закатят, а потом уже туда залезает тот, кто будет мыть больного. Порой, мытьё сопровождали лечебные процедуры.

Печь для крестьян была значительно удобнее бани: её не надо бы­ло специально топить — она и так топилась в избе ежедневно. Так что захотелось попариться — печная баня всегда к услугам че­ловека, как любили говаривать в старину: «Кожух с плеч, да и по­лезай в печь!»

Русская печка: Как мылись в печках на Руси

Русская печка – мечта любого кулинара. Те кто пробовал еду приготовленную в русской печи, знают о чем идёт речь. Даже обычная картошка, почищенная или в кожуре (в “мундирах”), приготовленная в чугунном горшке в русской печи – верх наслаждения, не говоря уже о супах и кашах и мясных блюдах.

В моём далеком детстве я жил в деревянном доме, в котором наша семья после войны поселилась после войны. И там была русская печь. Правильная, Огромная, с большим чёрным зевом и лежанкой, где я обожал спать, и не только потому что там было тепло и уютно, а еще и потому что наверное для любого поднебесная ребёнка высота печки была намного предпочтительнее стандартной пружинистой винтажной кровати с медными шишечками, приземлённо стоящей на дощатом полу.

Кроме того печка не скрипела, не меняла форму как кровать или диван и вообще была монолитной глыбой с лицевой стороны покрытой дефецитным в ту пору, кафелем, а сверху – глиной и побелкой. К сожалению я не знаю всех тонкостей мастерства печников тех времён, видимо хранивших тайны тысячелетней постройки печей, но даже когда печь топилась, наверху было просто тепло. По крайней мере обжечься при прикосновении было нереально.

А не так давно, я в достаточных подробностях, узнал что в русских печах до революции еще и мылись. т.е. фактически печь выполняла несколько функций из которых обогрев и приготовление пищи были безусловно главными, но лечебно-гигиенические процедуры были тоже важным дополнением в той роли, которую русская печка играла в жизни на Руси.


Крестьянский быт. XIX в. Мытье в печке. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Е. Коверзнева. Начало 1880-х гг.

Бани на Руси существовали с незапамятных времён. И разумеется, русский народ использовал их по прямому назначению, но не забывал и про печь. Тем более, что строительство собственной бани как таковая для многих считалось непозволительной роскошью. Ну а даже у кого она была, всё равно часто использовали печь еще и для того чтобы “пропарить косточки”.

В печах как правило также мыли детей, младенцев, больных и стариков. Не выходя, как говорится – из избы. Кроме того, в печах предпочитали мыться молодые девицы, опасавшиеся “банной нечисти”. По русским суевериям в бане водилась всякая нечисть, начиная от “банника” до кикимор живущих в сырости под полом. А рассказы о том что творил банник с молодыми девками в банях – в то время заменяли сразу эротику, порнографию и фильмы ужасов. Так что говорить наверное не нужно, почему в избе рядом с иконами, пугливым девкам мыться было как-то спокойнее 🙂

Стандартная русская печь свободно вмещала в себя двух взрослых человек. Так что, вопреки нынешним представлениям, там было где развернуться. После протопки, когда печь немного остывала, внутри её устилали ржаной соломой, кидали домотканный половик и всё. Готова и баня и сауна и медицинский центр прямо посреди дома.

Вот как описывал эту процедуру знаменитый русский этнограф, князь Вячеслав Николаевич Тенишев в 1899-м году.

Из вологодских земель подробное описание относится к Мольскому приходу Тотемского у.: “Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя.

Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают.
Несмотря на видимое неудобство, крестья­нин, выпарившись до “ломоты костей” и хорошо промывши голову “ще­локом”, потом окатывается водой на сарае.
Приготовлений нужно совсем немного; только с утра поставить в печь чугун с водой.

Особенности традиции мытья в печи ярко представлены в рассказе Н. преображенского, в котором описываются события, произошедшие с автором в декабре 1859 — начале января 1860 года в с. Никольском Кадниковского уезда Вологодской губернии.

Считаю нужным привести его полностью: “Как бы то ни было, на третий день накануне праздника Рождества, я достиг тихого пристанища — дома моего дяди, который, т. е. не юм, а дядя, имел, по выражению обывателей, бороду с добрый хвостанец, : веник, которым уже выпарились в бане.

Всему русскому миру известно, как хорошо после длинной холодной дороги выпариться в жаркой бане Также всему русскому миру известно, что накануне воскресенья и великих праздников весь чисто русский мир имеет древний, свято чтимый и почтенный обычай — париться и менять белье. Дело для меня было подходящее. Но на самом пороге к наслаждению, т.е. к бане, я встретил совершенно непредвиденные препятствия.

Дядя собирался париться. Я лежал на палатях и ждал приглашения в 5аню. Но вместо этого я заметил, что работница принесла в избу соломы, завалила ее в печку, за ней туда же впихнула шайку с теплой водой, в которой был обмочен веник.

Немного погодя среди избы дядя мой явился в натуре, разгладил бороду и, ни слова не говоря, марш за соломой, шайкой и веником в печку Изба была без всяких перегородок, поэтому каждый лог видеть со всех пунктов все, что делается в ней.

Работница закрыла печку заслонкою. Я думал, что дядя думает приготовить из себя жаркое.

Не тут-то было. Немедленно в этой печке, где варят щи, кашу, пекут хлеб, пироги и прочие сдобные вещи и куда залез мой возлюбленнейший родич, раздалось сильное шлепание, охание, кряхтение, одногласные восклицания и целые одобрительные слова в роде: “важно. славно. вот так. вот гак. а-а-а. Вот еще, еще. Ух как важно!”. Это мой дядя хвостал себя, что было сил во все места, какие бывают у пономарей.

Два-три раза булькнула вода; раздался глухой вопль: “откройте!”. Работница открыла печку и оттуда вылез головой вперед и весь красный, как рак, дядя.

Он снова сунул голову с бородой в печку, достал оттуда шайку с веником и наподобие Адама в невинном состоянии прошел по всей избе и отправился в подполье обливать себя холодной водой.

Предложили и мне слазить в печку.

Но я как бурсак, привыкший к хорошей бане, и как философ, следовательно человек с полным сознанием собственного достоинства, счел унизительным лезть в печку париться,

да кроме того стыдился предстать пред очи Никольских дам в том исклю­чительном положении, в каком бесцеремонно являлся мой дядя, давно привыкший к подобного рода операциям и поэтому смотрящий на дело совершенно равнодушно.

Я спросил о бане. Оказалось, что бани во всем селе не было, нет и по всей вероятности не будет; что была баня в Родионихе, да и та лет 15 назад сгорела; что там все парятся там же и так же, как мой дядя, что наконец в другой деревне есть баня. Не мало я подивился такой невзыскательнос­ти.

Отправился в деревню.

Там действительно нашлась протопленная баня. Это был четырехугольный сруб с отверстием для влезания в него, которое носило почетное название двери, и с отверстием для выхода дыма, ему же имя — труба.

Когда баня протоплена и когда в нее налезет народу, как сельдей в бочку, она представляет внутри ящик, наглухо закупорен­ный, в одной половине которого возвышается полок, где парятся, устлан­ный соломою, и печка, складенная из камней, а не из кирпича.

У дверей помещается корыто с холодной водою: горячая вода не употребляется, исключение делается щелоку, которым матери детям и жены мужьям моют головы.

Раздеваться необходимо было под открытым небом на соломе.

Несмотря на это маленькое неудобство, я таки попал в баню, предвари­тельно согнувшись в три погибели, чтобы наметить в то отверстие, кото­рое называют дверью. В бане, ни в какое время дня не могущей похва­литься достаточным количеством света, теперь царит непроницаемый по­лумрак. Кругом меня раздавалось шлепанье мокрых веников, ударявшихся в живые тела.

Пример увлек и меня.

Ощупью добравшись до верхнеп этажа полка, где температура была самая высокая, я уже принялся выде лывать веником в воздухе и по спине всяческие фигуры, как толстый пу зажженной лучины осветил баню и сквозь облака густого горячего пар мне представилась картина, какой я никак не ожидал встретить: во все местах, в различных положениях парились и мылись, парили и мыли дру друга люди обоих полов, и в буквальном смысле всех возможных возрастов и все это делалось очень спокойно и хладнокровно, как будто в бане были одни мужчины или женщины.

Не выпарившись, не вымывшись, я стремглав бросился из бани, наскоро оделся, наслаждаясь в то время тем, как купались в снегу выскакивающие из бани, и отправился париться в печку, по примеру дяди, в чем не раскаялся, ибо в печке пар легкий, вольный.

На рассказ мой о приключениях в бане, дядя очень резонно и внуш тельно заметил:

— Ты, брат, хоть и учен, а глуп немножко: парился бы да мылся, сколь душеньке угодно — здесь всегда так делают.

Действительно, дядя не шутил. В деревнях, где существуют бани, большей частью парятся в печках, потому — с баней много хлопот.
Когда ж баню, то обыкновенно собирают всю деревню и идут в нее если , то множество без всякого разбору и различий полов.

Особая благодарность архиву ЖЖ за то что сохранил всё что было заблокировано вместе с ЖЖетонами и соцкапиталом.
Мразям и прочим сраликам до пятого колена – гореть в аду.

Сам себе мастер

Популярные публикации

Последние комментарии

О печке в русскую баню, ликбез для начинающих, а также личная ошибка

Привет Друзья! Делал пост о бане и было много вопросов о печи, посему хочу поделиться информацией из личного опыта, из разговоров с печниками и форумов. Фото кроме первого не мои, спасибо тырнету.

Дым выпускается через приоткрытые дверь, окно, отверстие в кровле. После того, как камни раскалились, моют стены и парятся. Кто парился в такой, говорят, что ощущения непередаваемые.

2.Печь по-серому – бывает двух видов: прямоточная и с каналами. Прямоточная печь устроена так, что камни лежащие на колосниковой решетке, находятся в огне, а газы выводятся вверх через трубу. Канальная банная печь имеет две задвижки. Сначала разогревается сама печь, потом открывается задвижка прямого хода, дальше прожигается сажа на камнях и можно парится. В бане по-серому чище, стены не покрываются копотью, но при первой поддаче воды на камни вместе с паром, из каменки может вылететь сажа, поэтому сначала нужно произвести поддачу с открытой заслонкой.

3.Печь по-белому – самая поздняя из трёх. В этой печи камни лежат в железном ящике или на листе железа (нержавеющей стали, чугуна), который разогревается огнём. Печь не даёт грязи, но камни не получится прогреть до температуры как в печках по-серому или по-черному и пар в ней гораздо хуже.

Первый и второй варианты периодического действия, банные процедуры можно начинать только после окончания топки, должны иметь большое количество камней (рассчитывают в зависимости от объема парилки и количества парящихся). Третий вариант – непрерывного действия имеет тонкие стенки и небольшой объем камней, можно подтапливать в процессе пользования.
Что выбрать, чем отличаются металлические печи для русской бани от кирпичных?

Металлическая банная печь — достоинства:
-низкая цена;
-быстрый монтаж и ввод в эксплуатацию;
-занимают меньше места (но нужно больше отступать от стен чем у кирпичных);
-быстро нагреваются;
-малое потребление дров;
-можно подтапливать в процессе пользования;
-нет грязи.

Недостатки металлических банных печей:
-быстро остывают (улучшить можно путем обкладывания керамическим кирпичом);
-тяжёлый пар;
-недолговечность;
-жёсткое ИК излучение;
-большая вероятность получить сильный ожог при соприкосновении с печью;
-не ремонтируемая;
-деревянные конструкции не просушиваются и быстрее гниют.

Кирпичная банная печь — достоинства:
-большой выбор конструкций;
-долговечность;
-мягкое ИК излучение;
-лёгкий пар;
-забирает излишнюю влагу, более приятный микроклимат
-малая вероятность получить сильный ожог при соприкосновении с печью;
-ремонтируемая;
-печь длительное время отдает тепло в помещение уже после пользования баней, что дает возможность бане просушиться.
Кирпичная банная печь — недостатки:
-высокая цена;
-сложность возведения;
-сроки и сложность ввода в эксплуатацию (только на сушку после кладки уходит от 7 до 14 дней);
-долго нагревается;
-занимает место;
-большое потребление дров;
-периодически требует ремонта.

Свой выбор остановил на печи по-серому, у деда так было, и хотел, чтоб при относительной чистоте был аромат дымка. Объем парилки около 21 м 3, камня в печи 15 коробок по 20 кг (в основном малиновый кварцит сверху, габродиабаз снизу и 1 коробка талькохлорида), пар мощный и мягкий одновременно. Бак 80 л с горячей водой вынес в моечное отделение, а в печь поставил теплообменник, вода не закипает, и нет лишней влаги в парилке. По совету печника диаметр дымохода 120 мм, при небольшом диаметре выше тяга и сажа меньше скапливается (выгорает) на стенках трубы, что уменьшает риск воспламенения. Чрезмерный диаметр дымохода может привести к воспламенению сажи с взрывом, в результате сначала повреждается внутренняя труба а позднее выгорание утеплителя и повреждение наружной.

Для печи керамический кирпич нужен полнотелый (без дырок), маркой не ниже 150 и не выше 250 , я брал Чайковский м150 с переборкой и выбраковкой пережженного (не надо брать самый дешевый и самый дорогой, т.к. кирпича для печей я не встретил а у обычного мало того что геометрия страдает, он изначально идет под шов 12 мм что для печи не допустимо, посему его постоянно приходится подрезать). Внутренняя поверхность топки должна быть гладкой, все выступы выводятся на наружную стенку с последующей шлифовкой. Кирпич керамический не перевязывают с шамотным – разное расширение при нагреве (в сети много порядовок где это правило нарушено). При установке дверок, колосников, задвижек, металлических плит необходимо оставлять зазор около5 мм на расширение. Топку (ядро) из шамота не перевязывают с печью, между ними также оставляют зазор на расширение от 5-10 мм. Смеси лучше брать готовые, для шамота и керамики они разные. Для упрощения растопки своей печи через толщу камней пустил трубу из нержавейки диаметром 80 мм, которую после окончания топки закрываю камнем.

Раньше на Руси парились в печке

История бани в русской печи

Бани, как отдельные помещения, избы для мытья, на Руси были популярны уже в 1 веке н.э. Известно, что во времена Новгородского княжества северные народности на Руси парились еще в печи.

Печь была огромным сооружением почти на половину избы, и при желании в ней спокойно помещались два взрослых человека. С утра печь топилась для нагрева жилого помещения и приготовления пищи, а к вечеру, поостыв, печь приглашала хозяев попариться.

Как парились в печи

Выгребали золу и обтирали сажу, на пол печи выстилали копну соломы. Шест покрывали чистым половиком и залезали в устье печи. Заслонку за парящимся закрывали, а когда ему было уже невмоготу, то он стучал по заслонке и вылезал. Разогретая печь до румяных красных пышущих внутри кирпичей или камней парила сухим паром. Если кому-то нужно было погорячей, то плескали на стену или в устье полковша воды. Можно было и просто веничек смочить в воде или квасе и спрыснуть за спину – пар поднимался отменный, чего вполне хватало.

Смельчаки, которые выдерживали жар только что погасшей печи, парились подолгу. А кто не мог, тот ложился головой к устью: тело распаривалось, а дышать было из отверстия легко.

После мылась в печи вся семья: женщины и дети, которые принимали там настоящие банные процедуры с помывом.

Если в доме кто-то болел, то первым разрешали париться в печи больному. Он сидел в печи в сухом пару и прогревался, чтоб болезнь из него выходила. Часто с тяжело больным в устье печи залезал и знахарь или помощник, который помогал охаживать веничком, делал массаж и отпаивал отварами, чтобы пот прошибал.

Обычно после парения в печи выбегали в сени или на улицу и окатывались холодной водой. А если рядом был пруд или река, то бежали к воде и ополаскивались. Так как купания в Древней Руси с горячей водой были не очень популярны у простого люда, процесс омовения заменяло парение в печи с последующим обливанием холодной водой.

Сегодня, возможно, ради экзотического развлечения, будет воскрешена такая потеха для здоровья, как баня в русской печи. Этот обычай еще сохранился в глухих деревнях, может и бани и сауны Санкт-Петербурга возьмут себе на заметку этот народный способ и будут радовать любителей парилки.

Польза бани для обмена веществ

О благотворном влиянии бани на организм человека знают все, как и то, что она позволяет уберечься от многих заболеваний. Но когда мы пытаемся подробно объяснить все положительные моменты, связанные с посещением парной, то появляется много вопросов, ответить на которые получается не сразу. Давайте рассмотрим один из факторов, а именно, влияние бани на обмен веществ.

Доказано, что при обильном потоотделении, которое происходит при высокой температуре и повышенной влажности, из организма с потом выводятся токсины и шлаки. Это и избыточный хлорид натрия, и мочевая кислота, и мочевина, а также неорганический фосфор. Заметное улучшение состояния после бани ощущают и те, кто накануне усиленно занимался физической нагрузкой. Объясняется это просто – избыток мочевой кислоты, который является основной причиной испытываемой после тренировок боли, в бане очень быстро нейтрализуется. Появляется ощущение легкости и расслабления в мышцах.

Кроме этого, баня активизирует и другие обменные процессы. Контраст высокой температуры в парной и прохладной воды при обливании обеспечивают этот эффект.
При использовании в парной веника температура тела человека и его внутренних органов резко возрастает, что неизбежно влияет на скорость обмена веществ. Сердцебиение учащается, пот выделяется более интенсивно.

Обливание прохладной водой, охлаждение на снегу – хорошо отражаются на самочувствии в целом и напрямую влияют на метаболизм. Все химические процессы активизируются, и заставляют внутренние органы работать в оптимальном режиме.

Посещение парной в бане лучшим образом влияет на работу эндокринной системы. Органы внутренней секреции увеличивают выработку гормонов, улучшается деятельность щитовидной железы и половой системы. Врачи часто советуют женщинам, которые не могут зачать ребенка, париться в бане. Такие водные процедуры могут помочь и кормящим матерям, после бани выработка молока резко возрастает.

Незаменима баня и в борьбе с такой неприятной для женщин напастью, как целлюлит. Обменные процессы проникают в глубокие слои кожи. Массажный эффект, которые достигается за счет использования в парной веника, разглаживает кожу и выводит лишнюю жидкость из организма. Регулярное посещение бани может существенно уменьшить эффект апельсиновой корки.

Что ни говори, а банные процедуры идеальны для поддержания хорошего обмена веществ.

Ссылка на основную публикацию