Автономное отопление в многоквартирном доме решение суда

Решение Верховного Суда РФ от 07.05.2015 N АКПИ15-198

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 7 мая 2015 г. N АКПИ15-198

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям В. и М. о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). Постановление опубликовано 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации и 1 июня 2011 г. в “Российской газете”.

Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

В. и М. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил, ссылаясь на то, что он противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ “О теплоснабжении” (далее – Федеральный закон N 190-ФЗ), части 1 статьи 37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей). В обоснование своего требования заявители указали, что оспариваемое положение возлагает на собственника или пользователя жилого помещения с индивидуальным отоплением в многоквартирном жилом доме с центральным отоплением производить оплату неоказанной коммунальной услуги по центральному отоплению всей своей жилой площади, что влечет для него повышенные расходы.

М. в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения которого извещена надлежащим образом, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В. в судебном заседании поддержал заявленное требование.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России), представляющее в соответствии с поручением от 15 апреля 2015 г. N СП-П9-2571 интересы Правительства Российской Федерации – заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части не противоречат действующему федеральному законодательству, права и свободы заявителей не нарушают.

Выслушав и обсудив доводы заявителей, возражения представителя Правительства Российской Федерации К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявления не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), которой предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).

Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.

Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Поскольку оспариваемая норма Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителей, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 – 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявлений В. и М. о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Верховный суд: согласие теплосетей на отключение квартиры от централизованного теплоснабжения не требуется

Согласие теплосетей на отключение квартиры в МКД от централизованного теплоснабжения не требуется. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматрива я жалобу по делу об аннулировании разрешения на переустройство: местная администрация разрешила собственнику квартиры в МКД демонтировать батареи центрального отопления и установить вместо них электрообогреватели, а городские теплосети, потерявшие клиента, пытались оспорить это разрешение в арбитражном суде

Свое недовольство теплосети обосновывали следующими доводами:

• батареи этой отдельной квартиры являются частью общедомовой системы отопления. Когда собственник этой квартиры снес батареи, он тем самым уменьшил состав общего имущества МКД. А уменьшать это имущество можно только с согласия всех собственников помещений в МКД. Однако этот документ при согласовании переустройства не представлялся;

• спорная реконструкция системы отопления может нарушить теплогидравлический режим здания в целом и тепловой режим соседних помещений. Из-за чего теплосети не могут обеспечить качественное оказание коммунальной услуги по поставке тепла собственникам смежных квартир;

• при разработке спорного проекта переустройства не было учтено, что суммарная мощность отопительных приборов должна быть равна или больше, чем теплопотери (во избежание снижения температуры внутреннего воздуха в соседних помещениях). Кроме того, проект подготовлен без получения технических условий, без согласования с энергоснабжающей организацией и энергонадзором. Значит, проект не соответствует требованиям законодательства;

• на самом деле – фактически – собственник переустроенной квартиры продолжает пользоваться центральным отоплением (за счет теплоотдачи от смежных помещений, а также от магистральных трубопроводов теплоснабжения (стояков), проходящих через спорную квартиру. А денег не платит. Этим он нарушает права и законные интересы теплосетей, которые несут убытки в виде неполученных доходов, которые они могли бы получить при сохранении централизованного теплоснабжения спорной квартиры.

Так называемые суды всех трех инстанций встали на сторону местной администрации, и вот почему:

• закон разрешает переводить квартиру в МКД на автономное отопление, при условии оформления переустройства жилого помещения. Жилищный кодекс устанавливает закрытый перечень документов, который необходимо предоставить для согласования переустройства, и документа о согласии всех остальных собственников в этом перечне нет. Поэтому местная администрация и не могла бы отказать в перепланировке по этому основанию. А главное – батареи в спорной квартире не относятся к общему имуществу МКД, потому что они не обслуживают более одной квартиры и не находятся за пределами квартиры. И не важно, что на этих батареях нет отключающих устройств;

• теплосети не смогли доказать, что спорное переоборудование системы отопления привело к нарушениям в работе инженерных систем и что демонтаж батарей в спорной квартире не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в соседние помещения. Кроме того, никто из соседей на холод не жаловался – в деле нет сведений об обращениях жителей дома о нарушениях теплового режима;

• согласования проекта переустройства с энергонадзором и электросетями и не требуется. СНиП 41-01-2003 и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, на которые сослались теплосети, не распространяются на установку отопительных приборов в жилых помещениях. В то же время разработчик проекта переустройства (специализированная организация) уверяет, что технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий. Обратного не доказано;

• теплосети не смогли доказать, что в спорной квартире сохраняется неоплаченное остаточное теплопотребление от плохо изолированных стояков отопления, межквартирных перегородок и плит-перекрытий. Кроме того, в доме стоит общедомовой счетчик тепла, так что теплосети в любом случае получают оплату за все поставленное в МКД тепло;

• а довод теплосетей о «потере клиента» не свидетельствует о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Требования теплосетей очевидно направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение коммерческой выгоды.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу теплосетей, не увидел в деле нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на его исход, и отказал в передаче спора на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Индивидуальное отопление в многоквартирном доме законодательство 2018

Подскажите пожалуйста, каким образом на сегодняшний день можно подключить(установить) газовый двухконтурный котел в квартире, находящейся в многоэтажном доме, при наличии централизованного отопления. Проживаем в республике Крым, г. Феодосия. В доме на данный момент отопления нет(даже не заполнена отопительная система водой), а даже когда и есть, то, по словам жильцов, батареи так и остаются холодными(может быть слегка теплыми). На вопрос в Горгаз о возможности подключения котла, был получен ответ что я не имею права устанавливать котел, так как в доме есть централизованное отопление. Подключая котел, я не собираюсь отключать отопление и планирую и дальше исправно за него платить. Котел нужен только для горячей воды и теплого пола. В том же Горгазе, в соседнем кабинете, у них находится юрист-консультант, который предложил нам обратится в исполком в надежде получить разрешение на установку газ.котла. Так где все таки истина? Котел нельзя устанавливать в моем конкретном случае категорически или все таки есть лазейки в законодательстве?

Суд: индивидуальное отопление – консультация юриста

Анна Киселева

Здравствуйте! Заявление на индивидуальное отопление составляется только при наличии достаточных на то оснований. Вы правильно сказали о том, что невозможно понять, можно ли отопление индивидуальное в доме провести или нет. По постановлению правительства за номером 354, нельзя в многоквартирном доме проводить отопление в одиночку, если это и делать, то всем домом, и то, если этот дом будет отвечать техническим условиям, для того, чтобы всем поставить индивидуальное отопление. Об этом так же говорит Федеральный закон за номером 190 от 2010 года. Но, вы скорее знаете и о том, что часто бывает, что закон запрещает, а людям деваться некуда, как в принципе и в вашем случае. Поэтому все ситуации решаются в индивидуальном судебном порядке. То есть, поставить вам котел смогут официально только тогда, когда вы покажете решение суда. Для суда вам нужно будет написать исковое заявление и собрать доказательства того, почему вам необходимо поставить индивидуальное отопление. Если то, о чем вы написали в обращении подтвердится(особенно то, что даже системы водой не заполнены), то могу вам сказать с большей долей вероятности, что решение суда будет в вашу пользу. Можете приложить фотографии или видео материал, чтобы судье наглядно показать, причину вашего обращения в суд. Было бы хорошо, если бы вы узнали, есть ли в вашем многоквартирном доме еще люди, которым все же удалось перейти на индивидуальное отопление, если такие есть, попросите у них хотя бы копию документа, который говорит о том, что дом подходит по техническим условиям для проведения индивидуального отопления. Решить ваш вопрос ходьбой по кабинетам не получится, вам будут показывать постановления и закон, о котором я вам указала выше, но дальше этого, вы ничего не добьетесь.

Юридическую консультацию онлайн по “индивидуальное отопление в многоквартирном доме законодательство 2018” Вы можете заказать на нашем сайте.

Профессиональные юристы Москвы, Санкт-Петербурга, а также других городов России, проконсультируют Вас по “суд индивидуальное отопление”, а также по “заявление на индивидуальное отопление”.

заявление на индивидуальное отопление – советы юристов

Индивидуальное отопление в многоквартирном доме: законодательство 2018 предусматривает и регулирует определённые права и обязанности. За несоблюдение которых гражданин будет нести соответствующую ответственность.

Заявление на индивидуальное отопление можно предоставлять исключительно на том основании, что на проведение данной процедуры дали официальное согласие абсолютно все жильцы соответственного многоквартирного дома. А на практике это сделать довольно затруднительно по многим сопровождающимся причинам. Так как на деле это десятки, а то и сотни граждан.

Получить необходимое разрешение на организацию индивидуального отопления в соответствующем многоквартирном доме, можно через судебное разбирательство. Для этого можно положиться на собственные силы, либо обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Второй вариант более рекомендуем, так как это повысит значительным образом успех на положительное решение судьи в вашу пользу. Заказать более подробную и индивидуальную консультацию можно на нашем сайте, перейдя на главную страницу.

Суд: индивидуальное отопление

Суд: индивидуальное отопление рассматривается довольно часто в соответствующем судебном порядке. Но далеко не во всех случаях данное решение заканчивается положительным образом для самого заявляющего лица. Связано это со многими причинами. В основном из-за незнаний определённых нормативно-правовых актов, а также из-за нехватки достаточного опыта. Так как не все граждане с самого начала пользуются помощью адвоката.

Индивидуальное отопление в многоквартирном доме: законодательство 2018 допускает проведение данной процедуры только при наличии достаточных на то оснований. Также необходимо грамотно подготовить весь перечень необходимых документов, чтобы в значительной мере увеличить свои шансы на положительное решение по данному вопросу.

Наиболее распространенные причины смены центрального теплоснабжения многоквартирного дома на индивидуальное отопление в своей квартире:

  • Высокая оплата соответствующих коммунальных платежей.
  • Недостаточное качество отопления. Например, недостаток тепла в собственной квартире.
  • Расположение жилья является не выгодным с точки зрения отапливаемости. Например, угловой дом.
  • Не желание придерживаться установленному законодательством российского государства отопительному сезону по индивидуальной расположенности. Например, сильная мерзлявость осенью.
  • Желание самостоятельно регулировать источник тепла в квартире.

Что даёт индивидуальное отопление:

  • Предоставление горячей воды без каких-либо перебоев.
  • Ощутимая экономия собственных денежных средств.
  • Не зависимость от установленных законодательством российского государства сроков отопления.
  • Свобода выбора соответствующих радиаторов.
  • Свобода в урегулировании температуры.

Суд: индивидуальное отопление является довольно спорной темой для соответствующих обсуждений. Из-за противоречивости во мнениях нельзя однозначно сказать, что процедура проведения индивидуального отопления будет лёгкой.

Это связано с тем, что правительство Российской Федерации в 2010 году запретило своим гражданам отключаться от центрального отопления. Но уже в 2012 году в законодательстве были внесены новые правки, которые предусматривают новый порядок подключения соответствующих отопительных систем.

Важно! Сертифицированные котлы для соответствующего отопления в квартире в список запрещающих источников не входят.

Гражданин не может свободно устанавливать отопление в своей квартире. Для этого необходимо собрать не только требуемый список документов и согласия жильцов, но и определить тот источник тепла, которые предусматривается законодательством российского государства.

Для начала необходимо получить официальное разрешение на проведение соответствующего индивидуального отопления в многоквартирном доме у органов местного самоуправления. В том случае, если государственные сотрудники предоставили отказ, гражданин может воспользоваться соответствующим заявлением в судебном порядке.

Заявление на индивидуальное отопление

Заявление на индивидуальное отопление должно оформляться согласно всем установленным нормам законодательства российского государства. Не соблюдение какой-либо из них повлечёт неприятные последствия.

Заявление на индивидуальное отопление в обязательном порядке должно содержать в себе следующие основные пункты:

  • Наименование того отделения, в которое предоставляется непосредственно сам документ.
  • Личная информация о заявляющем лице.
  • Грамотно изложенная суть обращения.
  • Перечень собранных дополнительных документов.
  • Ссылки на нормативно-правовые акты.
  • Дата.
  • Подпись.

Спор о переходе на индивидуальное отопление

В начале июня 2014 года в нашу компанию обратился клиент с просьбой защитить его интересы в суде по гражданскому делу о признании незаконным внесения изменений в систему отопления многоквартирного жилого дома и обязании привести систему отопления в первоначальное состояние, где он выступал ответчиком.

Его ситуация заключалась в том, что в 2005 году он установил в своей квартире газовый котел с системой индивидуального отопления.

Для проведения данного переоборудования в июле 2005 года он обратился в ТСЖ «Челюскинцев 112» с просьбой отключить его квартиру от центрального отопления и разрешить установить отопительный котел. Председатель Правления ТСЖ в своем письме против установки котла не возражал.

Установка отопительного газового котла с закрытой камерой сгорания в квартире, расположенной на 3-м этаже жилого девятиэтажного дома была одобрена также ОАО «Саратовгаз» (при условии осуществления газоснабжения от газопровода на фасаде дома, установки счетчика газа и выполнения проектных работ в соответствии со СниП 42-01-2002).

Переход на индивидуальное отопление в квартире был осуществлен по специально разработанному проекту, выполнен ООО «Газмонтажналадка» в соответствии с техническими условиями, выданными ОАО «Саратовгаз».

Газовый котел и приборы учета были установлены на основании и в соответствии с требованиями проекта газификации. Работы по пуско-наладке импортного газового оборудования были осуществлены ОАО «Саратовгаз». По окончании работ представителями проектно-монтажной организации, представителем Госгортехнадзора, Генеральным подрядчиком и представителем эксплуатирующей организации ТСЖ «Челюскинцев 112» был подписан акт приема объекта в эксплуатацию.

Первоначально истец (ТСЖ «Челюскинцев 112») основывал свои исковые требования на том, что Ответчик допустил уменьшение общедомового имущества, тем самым нарушив права собственников жилья в многоквартирном доме. Однако в дальнейшем он изменил основание иска, опираясь на нарушение требований к схеме выброса отработанных продуктов горения (дымоотводов) в части п. 6.2.6 СниП 41-01-2003, что, по мнению Истца, наносит ущерб здоровью собственников соседних квартир.

По вопросам законности установки индивидуального отопительного прибора и возможности причинения вреда здоровью третьих лиц имеющимся способом отвода отработанных газов была проведена судебная экспертиза. Эксперт заключила, что имеются отклонения от требований п.6.3 СП 41-108-2004, который запрещает устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через фасадную стену индивидуально, что мы поздне опровергнули в судебном заседании. Также она рекомендовала дополнительно провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Ходатайств о дополнительной экспертизе от истца не поступило.

В судебных заседаниях нами было доказано, два существенных момента: 1) газовое оборудование установлено законно (получены все необходимые разрешения, оборудование введено в эксплуатацию по акту); 2) права и законные интересы других лиц действиями ответчика не нарушены.

Для того чтобы доказать невозможность причинения вреда третьим лицам имеющимся способом отвода отработанных газов, по заявлению Ответчика Роспотребнадзором было проведено внесудебное исследование воздуха в соседних помещениях.

Что касается нарушения требований к схеме выброса отработанных продуктов горения, нашими специалистами была проделана обширная работа по анализу правовых норм в данной сфере и выявлено, что запрет на устройство дымоотводов индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания устанавливают только две нормы:

Первая – СП 41-108-2004 п. 6.3. Такая норма не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, т.к. данный свод правил носит рекомендательный характер и не обязателен для применения.

Вторая – СП 60.13330.2012 п. 6.5.5. Согласно письму Министерства Регионального развития РФ № 18529-08/ИП-ОГ от 15.08.2011 «О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиП», СП 60.13330.2012 является актом добровольного применения и не отменяет действия существующего СниП 41-01-2003.

С 2010 г. Распроряжением Правительства РФ № 1047-р от 21.06.2010 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, а также их частей, которые, являясь обязательными к применению, обеспечивают соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно этому Распоряжению, обязательным является применение п.п. 6.1.1 – 6.4.4 СниП 41-01-2003, а в нашем случае – п. 6.2.6, который ДОПУСКАЕТ отвод продуктов сгорания через стену здания.

Таким образом, юристами Саратовской юридической компании было доказано, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

09.07.2014 Кировский районный суд г. Саратова вынес решение, в котором отказал истцу в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии

Ответы на обращения,

затрагивающие интересы неопределенного круга лиц

(в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона

от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений

граждан Российской Федерации»)

1. Почему проблема оплаты индивидуального электрического отопления не может быть решена на региональном уровне?

В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определяющие, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и не предусмотрены особый порядок либо освобождение от оплаты коммунальной услуги по отоплению для потребителей, помещения которых переведены на индивидуальное отопление.

В настоящее время федеральное законодательство предусматривает полную оплату коммунальной услуги по отоплению независимо от наличия автономного квартирного источника тепловой энергии. На сегодняшний день в регионах отсутствуют универсальные решения данного вопроса, которые не могли бы быть оспорены судами либо надзорными органами. Проблема оплаты индивидуального отопления может быть решена только на федеральном уровне.

Информация актуальна до принятия постановления Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме»

2. Какие меры принимаются региональной властью для решения вопроса оплаты индивидуального электрического отопления?

Правительство Мурманской области для решения спорных вопросов по оплате индивидуального отопления регулярно выносит их обсуждение на федеральный уровень.

Распоряжением Губернатора Мурманской области от 01.09.2017 № 154-РГ создана рабочая группа по подготовке изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу оплаты коммунальной услуги по отоплению жилых помещений потребителей, использующих индивидуальные квартирные источники тепловой энергии (электрообогрев), в многоквартирных домах с централизованным отоплением.

Рабочей группой подготовлены обращения представителям и депутатам от Мурманской области в Совете Федерации и Государственной Думе ФС РФ по вопросу определения особого порядка расчета платы за коммунальную услугу отопление для лиц, проживающих в квартирах с индивидуальным электрическим отоплением, с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома с централизованным отоплением.

Мурманской областной Думой рассмотрены предложения Правительства Мурманской области по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации. По итогам рассмотрения принято постановление от 30.11.2017 № 915 «Об обращении Мурманской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о мерах по решению вопросов, связанных с переводом отдельных жилых помещений в многоквартирных домах на индивидуальные источники отопления».

Обращение содержит предложения о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части учета индивидуального отопления как вида переустройства жилого помещения, исключения радиаторов, отапливающих одно жилое помещение, из состава общего имущества многоквартирного дома, установления особого порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению для лиц, проживающих в квартирах с индивидуальным электрическим отоплением, с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома с централизованным отоплением, а также о введении «амнистии» для граждан, ранее перешедших на индивидуальные источники отопления, предусмотрев упрощенный порядок признания легитимности произведенных ими изменений, перерасчет существующих задолженностей за тепловую энергию.

В рамках Дней Мурманской области в Совете Федерации 17.04.2018 состоялось расширенное заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Правительством Мурманской области на обсуждение был вынесен вопрос оплаты индивидуального отопления в многоквартирных домах с централизованным отоплением. Предложения Правительства Мурманской области по внесению изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, об установлении особого определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в случае перехода на индивидуальное отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме, приближенного к фактическому размеру полученной услуги, с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе при отсутствии индивидуального прибора учета тепловой энергии, были поддержаны. По итогам рассмотрения принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16.05.2018 № 156-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Мурманской области», в котором Минстрою России рекомендовано подготовить предложения по внесению изменений в Правила № 354 с учетом мнения Правительства Мурманской области.

21.01.2019 на оперативном совещании в Правительстве Мурманской области руководителям администраций муниципальных образований Мурманской области рекомендовано включить в схемы информацию о согласованных администрациями переводах на индивидуальное отопление в связи с принятием постановления Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» .

Ссылка на основную публикацию